Мракобесие на деньги налогоплательщиков
Дорогая редакция!
Петербургский метрополитен в среднем перевозит 2.3 миллиона пассажиров в день. Сегодня утром как обычно я составил маленькую частицу от этого числа. На входе мне традиционно выдали номер газеты «Метро». На этот раз он был 168-ым.
И как многие пассажиры я на 18-ой странице прочитал опус Юлии Никифоровой, редактора специальных рубрик под названием «5 главных врагов сильного пола».
Итак, что мы видим? Юлия Никифорова называет врагом № 2 для сильного пола пиво. Автор делает банальное умозаключение в стиле лекций псевдо-профессора Жданова о том, что «содержащийся в пиве фитоэстроген (выделяется из шишечек хмеля при варке) подавляет секрецию мужского гормона тестостерона женским гормоном эстрогеном» . Юлия непринуждённо ставит знак равенства между фитоэстрогеном и эстрогеном.
Для чего газете «Метро» тиражировать эти антинаучные инсинуации? Неужели автору сложно почитать литературу, хотя бы в Интернете, прежде, чем публиковать статью с нелепым умозаключением? Что это — предвзятость или элементарное отсутствие знаний?
Начнём с азов. Фитоэстрогены — это разнородная группа природных нестероидных (я подчёркиваю!!!) растительных соединений, которую можно разделить на две большие группы: изофлавоноиды, соответствующие по структуре гетероциклическим фенолам, и лигнаны, структурно относящиеся к классу дифенолов.
Изофлавоноиды (и куместаны) представляют собой производные гликозидов и содержатся в больших количествах в соевых бобах (до 300 мг/100 г), других стручковых растениях, чечевице, гранатах, финиках, семенах подсолнечника.
Лигнаны – энтеродиол и энтеролактон являются продуктами осуществляющегося под воздействием микробов кишечника метаболизма их предшественников – секоизоларицирезинола и метайрезинола, находящихся преимущественно в наружном слое зерен, особенно пшеницы, ржи и риса, пищевых растительных волокнах, семенах льна, орехах, в некоторых ягодах, фруктах (вишне, яблоках) и овощах (чесноке, петрушке, моркови и др.).
Никто ведь не собирается отказываться от растительной пищи, хотя количество фитоэстрогенов значительно выше в ней (в частности в сое, цельном зерне), нежели в хмеле. Можно ведь сделать простейшие арифметические расчёты. Знает ли автор, сколько хмеля по весу или объёму используется для приготовления пива? Конечно же, нет.
Видимо, автор не имеет также представления, что учёных во всём мире волнует вовсе не хмель, а соя и влияние фитоэстрогенов, изобилующих в ней, на человеческий организм. Позволю себе процитировать Википедию:
«Исследования специалистов Университета Куин в Белфасте Северной Ирландии (Queen’s University in Belfast), показали что избыток фитоэстрогенов в организме ребёнка может привести к нарушению репродуктивной функции в зрелом возрасте. Однако в настоящее время показано, что эти опасения, которые связаны с гипотезой, что фитоэстрогены могут обладать некоторыми свойствами настоящих эстрогенов или быть модуляторами эстрогеновых рецепторов в организме человека, не имеют под собой основания. Клинические исследования показали, что поводов для подобных страхов нет. Работы Бусино с коллегами (Businco et al., 1999) и Стромма с коллегами (Stromm et al., 2001) показали полную несостоятельность подобных мыслей и теперь заявления о «репродуктивной опасности сои для детей» можно встретить лишь в желтой прессе и изредка в неспециализированной и непрофессиональной литературе. Исследования маркеров полового созревания младенцев, таких как плотность костной ткани и метаболические маркеры наглядно показали отсутствие гормональных эффектов при употреблении детьми и взрослыми соевых продуктов.»
Вот ещё одна цитата из работы А.И. Никитина (Балтийский Институт репродуктологии человека, Санкт-Петербург), опубликованной в журнале «Проблемы репродукции», №3, 2000 г.:
«Интересно отметить также, что в странах Азии, где растительная пища (и прежде всего продукты из сои) является традиционно преобладающей, расстройства, связанные с наступлением менопаузы (остеопороз, приливы, кардиопатии и др.), встречаются в значительно менее выраженной форме, чем на Западе. Установлено также, что у мужчин этих стран отсутствовала или была выражена в значительно меньшей степени отмеченная у мужчин Америки и Европы тенденция к прогрессивному снижению за последние 50 лет средней концентрации сперматозоидов в эякуляте.»
А вот наглядная картинка из работы 2008 г. «Phytoestrogen Content of Beverages, Nuts, Seeds, and Oils» («Содержание фитоэстрогенов в напитках, орехах семенах и маслах») Гюнтера Кюнле (Gunter G. C. Kuhnle) с коллегами из Кембриджского университета.
Спектрометрические исследования Гюнтера Кюнле говорят нам, что в красном вине содержится больше фитоэстрогенов, чем в пиве. А четыре кружки чая эквивалентны бокалу стаута по количеству фитоэстрогенов. Ну, а орехи и семечки следует просто исключить из рациона ради сохранения своей потенции.
Если кто-то боится стать импотентом или бесплодным из-за употребления пива (а именно это нам пророчит своей статьёй Юлия Никифорова), то он также должен отказаться от большинства растительной пищи, мяса травоядных животных (говядины и баранины), молока, масла, которые также изобилуют фитоэстрогенами.
Я могу продолжать долго, ведь вся эта информация доступна… Но хочу задать простые вопросы и главному редактору, и автору статьи …Почему не соевые бобы или семечки, а именно пиво — враг №2 для мужчины? Откуда такая предвзятость? Почему вместо правдивой информации газета публикует весьма сомнительные сентенции?
И самое печальное в этой истории – заголовок «Будь здоров. Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга». Правильно ли я понимаю, что газета «Метро» на деньги города публикует подобные статьи?