Пивоварение как бизнес
В конце прошлого года на телеканале Discovery прошла премьера документального сериала Brew Masters, а недавно этот сериал начал транслироваться и на русском Discovery Channel. Ведущим в этом сериале выступил Сэм Каладжиони, основатель и владелец частной пивоварни Dogfish Head Brewery, продукция которой очень любима ценителями пенного напитка по всему миру. К сожалению, как и любое другое «крафтовое» пиво американских производителей, это пиво совершенно не представлено на российском рынке.
Я считаю Dogfish Head великой пивоварней. Они одни из первых стали варить и специализироваться на экстремальном пивоварении. Я почти уверен, что БрюДог взяли немало из маркетинговых ходов и вообще направления в целом от этой американской пивной компании. Всякий раз, когда я пробую продукцию Догфишей (к сожалению, пока это удавалось делать не так часто — только в Лондонских поездках), это незабываемый опыт и удовольствие, и это не дань моде, не снобизм, а это действительно очень интересное пиво.
Сейчас я читаю книгу, которую написал Сэм Каладжиони Brewing Up a Business. Книга, в общем, описывает успех компании, в ней много советов для начинающих свой бизнес (не только пивной) в плане маркетинга и других ходов. Также, конечно, автор рассказывает немало историй о самой пивоварне и ее открытии. Сэм, который получил образование в области английского языка, очень неплохой писатель, язык его легкий и доступный. Каждая история, рассказанная в книге показывает с какой страстью Сэм и его коллеги отдаются любимому делу (это можно заметить, посмотрев и сериал), что вызывает огромное чувство восхищения, и вечный вопрос, почему у нас таких нет?!
Хочется привести пару историй из этой книги, прежде чем рассказать о пиве. Сэм задумался о своем бизнесе еще давно, а в 25 лет, когда на дворе стоял 1995 год, он решил реализовать свои мечты в жизнь. Родом из семьи итальянских эмигрантов (его бабушка в свое время переехала из Италии в Штаты), у него всегда была в крови предпринимательская жилка: своим делом занималась также бабушка, да и отец построил свой крупный бизнес. Сэм же, получив образование в области английского языка и литературы, всегда мечтал варить свое пиво. Когда он задумался об открытии, то из двух вариантов — брюпаб или независимая пивоварня, он выбрал первое по нескольким причинам: близость к клиенту, отсутствие проблем со свежестью пива, отсутствие сложной трехзвенной системы поставок (в США до сих пор продажа пива должна осуществляться лицом, отличным от дистрибьютера, который, в свою очередь, должен отличаться от производителя).
Местом «действия» был выбран город Милтон, штат Делавар, родное место Сэма. Да вот незадача — в штате еще со времен Сухого Закона действовал запрет на производство алкогольных напитков, включая пиво. Это бы заставило задуматься любого и большая часть решили бы бросить эту идею, или перенести ее воплощение в другой штат, меньшая же часть наняла бы высококлассных адвокатов, которые бы пробивали отмену запрета в сенате штата. Но не таков Сэм — он лично все лето объезжал всех членов сената и рассказывал им о крафтовом пивоварении, какие бы преимущества могло принести разрешение такого рода бизнеса на территории штата, включая развитие малого бизнеса… Меньше чем за два месяца до предполагаемого открытия ресторана, запрет все еще действовал и Сэму чуть позже удалось всех убедить проголосовать за отмену поправки, и заветный указ был подписан губернатором. Теперь задумайтесь на секунду, возможно ли это в России…
После открытия пивоварни-ресторана, было очень непросто. Варить по три партии в сутки, доставлять пиво, придумывать акции, привлекать новых клиентов — все это было непросто. На стабилизацию обстановки и выход на прибыль ушло несколько лет.
Еще одна история, которая показывает насколько много оптимизма и энергии у этого человека. Однажды ему нужно было доставить 300 ящиков в соседний город на своем фургоне очередному поставщику, а затем вечером поучаствовать в промо акции в каком-то ресторане. По пути в другой город, он отвлекся от дороги и на Т-образном перекрестке столкнулся с машиной на большой скорости. Никто не пострадал, кроме машины и пива. Он вернулся назад на пивоварню, руками погрузил других 300 ящиков в арендованную машину-джип и поехал вновь. Не доезжая до города назначения, у него пробило колесо. Он дотянул до заправки и хотел выйти, чтобы попросить помощи. Ему не помогли, при этом дверь машины закрылась, а все документы и ключи остались внутри. Спасибо хорошему другу, который приехал и помог. Но когда он позвонил дистрибьютерам, сказав, что подъезжает, они сказали что уже закрылись. Хорошо, что был в этом городе знакомый, согласившийся принят груз на время к себе. Вечером же Сэм участвовал в промо-акции, а рубашка его была в пятнах крови. Вот такой вот денек.
Он любит все делать своими руками: логотип, шрифты, этикетки, рецепты, и даже хип-хоп группа, поющая о пиве — все это результат творчества. Однажды он решил собрать лодку и на ней отвезти пиво в штат Нью-Джерси — до которого всего 20 миль по воде, но на машине больше 3 часов пути. В городке Кейп-Мэй на берегу в пивном ресторанчике была организована встреча. Сэм собственноручно собрал деревянную гребную лодку и отправился в назначенный день в путешествие. К сожалению, хозяин заведения не удосужился провести достаточную акцию для рекламы этого мероприятия, и Сэма при его появлении встречал хозяин, дистрибьютер и один пивной журналист. Однако статья этого журналиста дала такой резонанс, что Сэма пригласили поучаствовать как модель в рекламе джинсов Levis, в которой приняли участие шестеро предпринимателей из Америки.
Таких историй в книге множество, но все и так, наверное поняли, что это за человек, посмотрев сериал Brew Masters. Из него энергия буквально бьет ключом. Легендарный Майкл Джексон еще давно назвал Догфиш Хэд самой экстремальной пивоварней Америки. Он несколько раз приезжал на предприятие и с удовольствием проводил там время. Советую всем прочитать эту книгу. В книге немало такого, что заставляет опять задуматься на тему — действительно ли так невозможно производить и успешно реализовывать крафтовое пиво у нас? Сэм очень внятно объясняет о нишах на рынке, маркетинге таких продуктов, так что видимо, было бы желание… И куча энергии!