О производстве российского пива по лицензии
В России, у себя на родине, пиво ‘Балтика’ поистине вездесуще. Но недавнее решение компании разрешить производство своего пива по лицензии в Великобритании знаменует собой новый этап международной экспансии петербургской группы.
Пивоваренная компания ‘Балтика’ — одна из крупнейших российских корпораций с рыночной капитализацией более, чем в 7 млрд. долларов. Она является лидером российского рынка с 1996 г., контролируя 36% внутреннего рынка пива. Став крупнейшим экспортером российского пива, ‘Балтика’ обслуживает 40 стран.Но ее президент Антон Артемьев нисколько не сомневается в значении лицензионного договора с крупнейшей пивоваренной компанией Великобритании Scottish & Newcastle.
‘Начало лицензионного производства в Западной Европе ‘Балтики’, одного из самых популярных в России брендов, — это естественный шаг в процессе интеграции России в мировую экономику’, — говорит он.
‘Балтика’ принадлежит холдингу Baltic Beverages Holding (BBH), совместному предприятию британской S&N и датской пивоваренной компании Carlsberg.
Отвечая недавно на вопросы журналистов в Эдинбурге, Артемьев сказал: ‘Это первая лицензия на производство потребительских товаров, проданная в современной России западной компании’. ‘Такая перемена вполне нормальна. Мы надеемся, что будут и другие примеры, но рады, что оказались первыми’.
Он отметил, что ‘Балтике’ особенно приятно входить на британский рынок — и не только потому, что у этой страны долгая история пивоварения и требовательные потребители.
‘Великобритания — страна с крупным русскоязычным населением — лишь в одном Лондоне их 300 000. Многие из них — представители высшего общества, которые проводят неделю в Москве и неделю в Лондоне и постоянно перемещаются между двумя городами’, — подчеркнул он.
Артемьев говорит, что, несмотря на всю символичность британского контракта, основным приоритетом группы остается как можно более быстрое расширение в России, где она владеет 10 пивоваренными заводами и производит 30 марок пива. Кроме того, компании принадлежит 1500 вагонов — в России это крупнейший парк вагонов после государственных железных дорог.
‘Мы считаем, что именно здесь имеются возможности для роста прибыли. Россия все еще потребляет в среднем 67 литров на душу населения, при том, что в Европе средний уровень превышает 80 литров, а, кроме того, мы по-прежнему потребляем больше водки и крепких напитков, чем Европа.
‘У нас еще есть потенциал для расширения доли рынка, по крайней мере, на 15-20 процентов, хотя сложно сказать, сколько лет займет этот процесс’.
Рост потребления пива в России и снижение объемов продаж таких крепких напитков, как водка, внушает Артемову оптимизм. Он говорит о ‘громадном потенциале’ страны.
‘Если взять любой сектор, видно, как много времени было в прошлом веке потрачено зря — многие отрасли промышленности устарели, а инфраструктура развита слабо. В то же время, потребитель стал очень разборчивым и знаком с лучшими в мире продуктами. Возможно, на настоящий момент российский рынок ценит качество 6ольше, чем какой-либо другой в Европе’.
‘Потребитель готов платить двойную цену за пиво высших сортов и скажу вам откровенно, качество будет примерно таким же — по крайней мере, в случае ‘Балтики’.
‘В таких крупных городах, как Москва и Санкт-Петербург, потенциал роста — не в количестве литров, а в качестве — люди переходят с дешевых сортов на более дорогие’.
‘Балтика’ считает, что, благодаря росту российского рынка, она вскоре обойдет Heineken и станет ведущей европейской маркой по объемам продаж.
Вместе с тем, Артемьев признает, что большая часть продаж ‘Балтики’ приходится на Россию, а ее голландского конкурента — на Западную Европу, так что стоимостной разрыв остается значительным.
По материалам The Financial Times