Евразийский пивоваренный альянс направил резолюцию с рекомендациями по корректировке требований к производству пива в рамках ТР ТС “О безопасности алкогольной продукции”, регулированию цен на пиво и введению цифровой маркировки в высшие органы исполнительной власти стран-членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссии.
«Резолюция с рекомендациями по регулированию производства и обороту пивоваренной продукции — это первый официальный документ альянса с консолидированной позицией пивоваренных ассоциаций из четырех стран ЕАЭС. В нем объединен опыт и экспертиза крупнейших пивоваренных компаний. Мы надеемся, что совместно с регуляторами получится выработать оптимальные решения для развития индустрии», — говорит Андрей Губка, председатель совета российской Ассоциации Производителей Пива.
Документ принят по итогам прошедшего 29 апреля круглого стола по теме «Пивоваренная индустрия стран ЕАЭС в условиях новых вызовов». В мероприятии участвовали представители органов власти и индустриальных ассоциаций стран-ЕАЭС: Ассоциации Производителей Пива, Гильдии пивоваров Республики Беларусь, Союза пивоваров Республики Казахстан и Ассоциации пивопроизводителей Республики Кыргызстан.
Резолюция включает несколько основных рекомендаций:
1. Сохранить требования текущего техрегламента ТР ЕАЭС 047/2018 в части содержания соложеного и несоложеного сырья в термине «пиво» в пропорции 50% на 50%.
В действующей редакции техрегламент предполагает долю солода в пиве не менее 50%. Отдельные участники рынка РФ предлагают увеличить долю соложенного сырья при производстве пива до 80%. Однако это неизбежно приведет к падению разнообразия ассортимента марок для потребителей, поскольку новые нормы по рецептуре ограничат пивоваров ЕАЭС в производстве пива различных сортов. В данный момент ограничения по рецептуре пива отсутствуют во всех странах ЕАЭС, кроме России, что затрудняет свободный товарооборот между странами.
2. Внести поправку в пункт 85 Договора о ЕАЭС, которая исключает применение государственного ценового регулирования на пиво и пивные напитки.
Введение минимальной розничной цены (МРЦ) на пиво приведет к падению легального производства и розничных продаж, к росту инфляции и станет дополнительной нагрузкой на потребителей и добросовестный бизнес. В случае установления МРЦ на пиво, итоговым результатом для экономики и общества станут сокращение численности рабочих мест, налоговых отчислений и снижение покупательной способности. Альтернативой введения МРЦ может стать создание реестра производителей пива, который, в отличие от МРЦ, действительно сможет стать эффективной мерой борьбы с нелегальным оборотом на рынке.
3. Не вводить унифицированную обязательную маркировку пива в странах ЕАЭС.
Вынужденное введение маркировки в рамках текущих технологических решений приведет к принудительному замедлению производственных линий на 30-50%, что повлечет соответствующее снижение объемов производства и риск сокращения рабочих мест как в пивоваренной отрасли, так и смежных, а, значит, и сокращение налоговых доходов бюджетов всех уровней. Маркировка – это избыточный инструмент. На пивоваренном рынке уже действует система ЕГАИС, которая позволяет вести эффективный учет розничной реализации пива.
4. Внести необходимые изменения в технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности алкогольной продукции».
Ряд технических параметров производства пива в действующей редакции не соответствуют международной практике и стандартам безопасности. Для приведения характеристик к мировым критериям необходимо в действующей редакции техрегламента уточнить требования к воде при производстве пива, цветности пива, к сортам пивоваренного ячменя, а также к районированию ячменя.
Новый технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности алкогольной продукции» начнет действовать с 1 января 2022 г. Сейчас совет Евразийской экономической комиссии рассматривает проекты изменений, которые предоставляют страны-участницы ЕАЭС.