Рынок пива по итогам 2019 года

Рынок пива по итогам 2019 года

Продажи пива во всех регионах России в 2019 году выросли на 2,1% в натуральном и 4,1% в денежном выражении по данным ритейл-аудита Nielsen. Для сравнения: рынок товаров повседневного спроса в целом рос в основном за счет увеличения цен, в то время как натуральные продажи не внесли позитивного вклада в динамику (в натуральном выражении продажи стагнировали на уровне -0,6%, а в денежном увеличились на 4,3%).

После нескольких лет снижения продаж пивная индустрия демонстрирует позитивную динамику второй год подряд даже с учетом высокой базы 2018 года, когда потреблению способствовали сразу несколько масштабных факторов, таких как проведение ЧМ-2018, жаркое лето, усилия производителей по развитию ассортимента и другие.

Несмотря на то, что темпы роста замедлились по сравнению с 2018 годом (тогда они составили 6,6% в денежном и 5,3% в натуральном выражении), пиво по-прежнему вносит ощутимый вклад в увеличение продаж всего алкогольного рынка и остается второй по величине категорией товаров повседневного спроса в России.

Основные тренды пивного рынка

Пивной рынок продолжает активно развиваться, и одной из наиболее заметных на нем тенденций, повлиявшей на спрос, в 2019 году стало расширение ассортимента. Потребителям стало доступно больше разнообразных брендов, а их представленность в торговых точках увеличилась. В 2019 году в среднем на полке магазина из более чем 230 алкогольных напитков 100 — пиво. Это на 6 товарных позиций больше, чем годом ранее. Стоит отметить, что 3 из этих 6 позиций — нефильтрованное алкогольное пиво, которое набирает все большую популярность у потребителей.

Рост количества товарных позиций алкоголя на полке магазина в 2019 году (средние значения по оценкам Nielsen)

Рынок пива по итогам 2019
SKU — stock keeping unit = товарная позиция

Потребители все более четко обозначают свой интерес к нишевым сегментам, а ритейлеры и производители, видя эту тенденцию, идут навстречу покупателям, предлагая им попробовать более дорогие напитки со скидкой: если сегодня более половины (55%) пива в натуральном выражении продается по промо, то в премиальном сегменте это значение достигает 66%.

Интерес к нишевым сортам является одной из основных причин увеличения средних цен на пивном рынке: стоимость литра пива выросла в 2019 году на 1,9% до 97 рублей за литр (в среднем на рынке FMCG — 4,9%). И основной вклад в этот рост внес «премиальный» сегмент —  более дорогое импортное пиво, нефильтрованное и произведенное небольшими игроками. Доля небольших игроков на рынке при этом увеличивается: растет как их количество, так и объемы продаж произведенной ими продукции. Если в 2017 году они занимали 24% пивного рынка, то в 2019 их доля увеличилась до 28,2%.

Пиво со скидками

Основные сегменты

Если рассматривать категорию пива, сегментируя его по наиболее распространенным характеристикам, таким как цвет, тип, процент содержания алкоголя, место производства, то в них также наблюдается повышенный интерес потребителей к нишевым продуктам. Так, продажи светлого пива, которое преобладает на рынке, выросли в 2019 году на 1,8% в натуральном выражении, тогда как полутемного, занимающего долю около 1% продаж — на 88,5%.

Динамика продаж в натуральном выражении Динамика продаж в денежном выражении
Светлое пиво 1,8% 3,6%
Темное пиво 0,3% 2,2%
Полутемное пиво 88,5% 85,2%

Аналогичным образом продолжают расти как продажи, так и рыночная доля нефильтрованного пива: в натуральном выражении продажи этого типа напитка за год выросли на 19,5%, а доля увеличилась на 1,3 п.п. до 8,6%. В то же время продажи фильтрованного пива стагнировали на уровне 0,5%.

Динамика продаж в натуральном выражении Динамика продаж в денежном выражении
Фильтрованное пиво 0,5% 2,0%
Нефильтрованное пиво 19,5% 25,7%

Данные ритейл-аудита Nielsen также подтверждают интерес потребителя к импортному пиву. Даже несмотря на то, что оно, как правило, стоит дороже, его продажи в 2019 году выросли на 29,1%. Помимо этого, опережающими темпами продолжают развиваться противоположные сегменты с точки зрения крепости: безалкогольное и крепкое пиво. Продажи первого выросли на 6,9%, а второго — на 4,8%.

Динамика продаж в натуральном выражении Динамика продаж в денежном выражении
Слабоалкогольное пиво -9,5% -6,4%
Пиво средней крепости 1,7% 3,6%
Безалкогольное пиво 6,9% 8,4%
Крепкое пиво 4,8% 7,3%

Комментарии Ораза Дурдыева, директора по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes:

«Мы неоднократно говорили о том, что пивоваренный рынок в России является быстроразвивающимся и высококонкурентным. Этот факт подтверждается как данными Nielsen, так и заявлением ФАС, сделанным в рамках Алкоконгресса. На рынке появляются новые игроки, расширяется предложение, а средняя цена за литр пива составляет порядка 97 рублей. В результате сложившаяся конкуренция позитивно сказывается на потребителе, которому стало доступно больше разнообразных брендов и сортов. Их представленность в торговых точках увеличилась – в 2019 году в среднем на полке магазина примерно половина алкогольных напитков приходилась на пиво.»

Источник:

Ритейл-аудит Nielsen, рынок национальной городской России

Период: 2019 год по сравнению с 2018

Related posts