В 2018 году впервые за 10 лет российский рынок пива вырастет. Поможет этому грядущий Чемпионат мира по футболу, где вклад фанатов в потребление пива оценивается в 2%, сообщают «Ведомости» со ссылкой на обзор Morgan Stanley.
В последнем десятилетии продажи пива в России падали: c 2007 по 2016 г. они сократились на треть до 780,6 млн дал, по данным Росстата. А в 2017 г. они снизились еще на 4–5%, оценивает Союз российских пивоваров. Одна из основных причин – усиление регулирования, последнее ограничение – запрет на производство и продажу пива в пластиковой таре свыше 1,5 л.
На снижении спроса также сказывается падение реальных доходов населения, отмечает директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям «Сан Инбев» («дочка» Anheuser-Busch InBev) Ораз Дурдыев. А директор по корпоративным вопросам Heineken Кирилл Болматов добавляет: увеличился акциз, выросли цены.
2018 год действительно может стать годом роста. Пивовары согласны с прогнозом Morgan Stanley. С нового года акциз не увеличился и не вводились новые ограничения. Существенный вклад может внести и безалкогольное пиво, самый перспективный сегмент. Несмотря на снижение потребления пива, продажи безалкогольного пива в январе – сентябре 2017 г. выросли на 5,6% по данным Союза российских пивоваров. Хотя сам сегмент пока небольшой – в III квартале на него приходилось 1,6% продаж пива.
Поможет и Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 в России. Во многих странах пиво ассоциируется именно с футболом. Во время проведения ЧМ потребление пива в стране проведения увеличивается примерно на 5%. «В большей степени это связано с устоявшейся культурой потребления в западных странах, потому что пиво всегда ассоциируется именно с футболом», – говорит Дурдыев. Кроме того, чемпионат проводится летом, а это высокий сезон для пивоваров, добавляет менеджер по связям с общественностью и органами власти Efes Rus Павел Филиппов. Пивовары всегда увеличивают маркетинговую активность во время крупных спортивных мероприятий, согласен представитель «Балтики» (входит в Carlsberg Group).
Официальным спонсором ЧМ в категории «Пиво и пивные напитки» является Anheuser-Busch InBev. Это дает компании право эксклюзивной продажи и рекламы пива на стадионах, фестивалях болельщиков и в радиусе 2 км от стадионов. По контракту это относится к брендам Bud, Bud Alcohol Free и «Клинское». Поскольку реклама и потребление продукции компании-спонсора будут разрешены во время проведения турнира, внимание потребителей к пиву в целом тоже возрастет.
Также вполне возможно возобновление производства пива в пластиковой таре объемом свыше 1,5 л для продажи на экспорт. К тому же в России продолжает расти производство крафтового пива, хотя объемы его производства пока остаются на уровне статистической погрешности. Но наиболее существенно за последние годы вырос спрос на безалкогольное пиво. Продажи безалкогольного пива выросли на 12% до 7,2 млн дал в 2016 г. Аналитики связывают рост популярности безалкогольного пива в том числе с усилением тренда на здоровый образ жизни.
Подробнее: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/01/11/747421-rinku-piva-pomozhet-futbolu
Текст: Александр Петроченков