Дифференцированный подход к регулированию алкогольной отрасли

Союз российских пивоваров

Обращение Союза российских пивоваров

Союз российских пивоваров В последние несколько лет пивоваренная отрасль в России подверглась существенному ужесточению регулирования со стороны государства. Приравнивание пивоваренной продукции к алкогольной повлекло за собой следующие ограничения: существенное ограничение продаж и продвижения пива, дополнительный контроль производственных и логистических процессов и увеличение акцизного сбора. В результате подобного «уравнивающего» подхода, система регулирования и налогообложения пивной отрасли в России оказалась одной из наиболее жестких в Европе.

Приравнивание пивоваренной продукции к алкоголю нанесло вред не только самой отрасли, но экономике в целом, не принеся существенных бенефитов в реализации Концепции по борьбе с алкоголизацией населения. 

Предложенная Концепция раздельного регулирования основана на глубоком анализе работы отрасли и смежных областей более, чем за 10 лет. Это, единственная за последнее время попытка системного анализа отрасли, которая напрямую и косвенно создает почти 450 тысяч рабочих мест, обеспечивая около 1% ВВП. Основной целью данной работы является установление системного, функционально полного и учитывающего особенности пивоваренной отрасли правового регулирования общественных отношений, возникающих при производстве, обороте (хранении, оптовой и розничной продаже), продвижении (рекламе) и налогообложении  пивоваренной продукции, обеспечение стабильности и преемственности в регулировании пивоваренной отрасли, сохранение конкурентной среды в пивоваренной отрасли, стимулирование развития смежных отраслей (сельское хозяйство, производство упаковки, утилизация отходов, розничная торговля), а также смещение структуры потребления алкогольной продукции в пользу продуктов с низким содержанием алкоголя. Принцип дифференцированного подхода к регулированию производства и оборота алкогольной продукции отвечает стратегическим целям Концепции государственной политики Российской Федерации по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года. При этом, говоря про целесообразность отдельного регулирования, важно отметить, что в большинстве стран мира применяется именно такой подход. Это обосновано тем, что у производства и оборота пива есть свои особенности. Главная из них – пиво является напитком натурального брожения и содержит низкий процент алкоголя, при производстве пива не добавляется спирт и, соответственно нет необходимости контроля оборота спирта на территории предприятия. Кроме того, пивоваренная промышленность тесно связана с сельским хозяйством, есть свои особенности и по хранению обороту пива. В последние годы регулирование пивоваренной отрасли осуществлялось без учета этих важных особенностей, в результате чего пиво и пивные напитки в целях регулирования были практически полностью приравнены к продукции с высоким содержанием алкоголя, серьезные дополнительные издержки в отрасли привели к спаду производства, росту цен на продукцию, перераспределению потребления алкогольной продукции в пользу крепкого алкоголя. Концепция раздельного регулирования определяет единые правила для всех участников пивоваренного рынка. Она отвечает поставленным государством задачам по снижению злоупотребления алкоголем, повышению собираемости налогов. Принцип дифференцированного подхода к регулированию алкогольной отрасли отвечает национальным стратегическим целям алкогольной политики, будет способствовать формированию основ «умного регулирования» отрасли, включающего в себя повышение конкурентоспособности; открытости рынка; будет способствовать повышению собираемости акциза и поддержанию правопорядка. Мы надеемся, что концепция раздельного регулирования станет хорошей основой для обновления концепции алкогольной политики в целом.

Related posts

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.