Пиво: традиции и классификации

Пиво

ПивоПиво в нашей стране – один из самых популярных напитков. Согласно исследованиям, Россия входит в первую двадцатку стран по потреблению пива на душу населения. Видов пива и пивных производителей на отечественном рынке – великое множество, порой непросто в них разобраться. А с тех пор, как появилось определение «пивной напиток», умы потребителей пива и вовсе повергнуты в смущение. В чем разница? Что выбрать? Давайте разберемся.

Пиво

Главное отличие пива от пивного напитка состоит в следующем: в пиве присутствуют только классические элементы – солодовое сусло, пивные дрожжи, хмель и вода.  Так традиционно принято в пивоварении, и традициям этим уже много сотен лет. Классическое пиво производится из пророщенного зерна – солода, обычно ячменного.  Иногда варят пиво с добавлением несоложеного (непророщенного) зерна. Делают это не из экономии, а для получения оригинального вкуса, но такое пиво уже нельзя будет отнести к классическим. Самый древний способ производства пира – верховое брожение, он возник в Англии еще в период завоевания римлянами (I век до н.э.) Верховое брожение происходит при температуре 15 — 24 градусов. По этой технологии варится классическое английское пиво – эль, стаут, а также бельгийское (вит, траппистен, ламбик, гёз) и немецкое (пшеничное, альтбир). Другой способ производства пива  – низовое брожение. Он появился в XV веке в Баварских Альпах, а распространился с изобретением холодильных машин. Температура низового брожения всего 7-10 градусов. Пиво, получаемое при низовом брожении, называется лагер. Большинство пивных марок, которые представлены на широком рынке сейчас, изготовлены именно этим способом.  Баварская и чешская традиции представлены на нашем рынке большим количеством сортов – Pilsener, Holsten, Paulaner. Есть и российские производители, которые стремятся сохранить классический рецепт с точнейшим соблюдением технологии. Здесь наблюдается две тенденции. Первая – экспортировать западную традицию в чистом виде, этой стратегии придерживается пивной гигант «Балтика». Вторая – сочетать безупречную технологию производства с российскими пивными традициями и нашим национальным колоритом. В пример можно привести бренд «Емеля». Название отсылает к русским сказкам, технология же – целиком чешская, также как и используемое в производстве сырье и оборудование. В производстве «Емели» используются родниковая вода, первоклассный чешский солодовый ячмень, два вида чешского хмеля — жатецкий полуранний и халлертау арома. В виду особого процесса дображивания пиво «Емеля» имеет характерную горчинку. На рынке представлено пять сортов, наибольшей популярностью пользуются Классическое 5,0%, Светлое 4,5% и Янтарное 5,6%. Пивной напиток «Пивной напиток» — российский термин, в мировой практике такое определение не распространено. Возник он несколько лет назад, когда утвердили ГОСТ Р 51174-2009. Он предписывает, чтобы в продукт с названием «пиво» входили только вода, хмель, солод, дрожжи, злаки и сахар, и уточняет, что содержание несоложеного (непророщенного) зерна в пиве не должно превышать 20%. Всё, что не соответствует этим требованиям, автоматически подпадает под определение «пивной напиток».

Здесь возникает курьез: к новой категории стали относиться не только суррогаты, не заслуживающие права назваться пивом, но и бренды с мировым именем и великолепным качеством. В пример можно привести ирландский Guinness, британский Miller, чешский черный Velikopopovezky Kozel, бельгийские Hoegaarden и вишневые сорта.

Но, впрочем, как это принято у нас говорить: «Хоть горшком назови, только в печь не ставь». Пиво или пивной напиток – не в этом суть. И того, и другого на российском рынке сейчас представлено великое множество. Отменные экземпляры и неприемлемые суррогаты могут попасть на полку и под тем, и под другим наименованием. Поэтому главное – внимательно читать контрэтикетку, на ней сказано всё, что нужно знать о продукте. Хотя и очень маленькими буквами.

 

Related posts

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.