Камаль Лебедев: «Самые жесткие меры регулирования могут быть введены с нашего молчаливого согласия»
Руководитель комиссии по производству и обороту пивобезалкогольной продукции «ОПОРЫ России» Камаль Лебедев рассказал порталу Profibeer об основных направлениях ее работы на 2015 год.
— Я хотел бы отметить пять направлений GR-активности (прим. редакции: Government Relations — дословно: взаимодействие с органами государственной власти), над которыми мы будем работать в наступившем году:
отдельное регулирование для пивобезалкогольного рынка — мы убеждены, что пиво необходимо регулировать отдельным законом в силу того, что его производство и оборот значительно отличается от прочей алкогольной продукции;
выработка взвешенного подхода по ЕГАИС, учитывающего финансовые и трудовые затраты, которые понесет отрасль;
выработка консолидированной позиции внутри профессионального сообщества по вопросу акцизов — какой может быть его дифференциация, от каких параметров она должна зависеть: крепости, объемов производства, либо быть синкретичной, и донесение этой позиции до законодателя;
возвращение продажи пива в некоторые типа нестационарных торговых объектов;
вопрос лицензирования пива. Мы понимаем, что псевдопивные напитки надо регулировать жестче, но ко всему необходим взвешенных подход. Лицензирование того, что по сути не относится к пиву, не должно повлечь за собой лицензирование всей отрасли.
— Безусловно, в процессе работы могут появиться и другие цели. Более того, очень хотим, чтобы они появились, потому что нынешний уровень инициативности участников отрасли оставляет желать много лучшего. Вырисовывается уже устойчивая закономерность — чем крупнее участник рынка, тем активнее он участвует в обсуждении законодательных инициатив и оперативнее дает обратную связь. И напротив, чем он меньше, тем больше его инерция в этом вопросе. Это по меньшей мере удивительно, ведь именно крупные игроки имеют несравнимо больший ресурс для того, чтобы нивелировать последствия самого жесткого регулирования, которые для мелкого и среднего бизнеса могут стать фатальными.
— К сожалению, многие отраслевые организации вынуждены работать сегодня фактически в режиме «центра изучения общественного мнения» — мы спрашиваем у участников рынка их мнение, уточняем позицию, задаем наводящие вопросы. А должно быть наоборот. Ведь главная идея создания подобных организаций в том, чтобы участники рынка, особенно мелкие и средние, могли транслировать свою позицию, пользуясь этим ресурсом и не создавая у себя на предприятии избыточные рабочие единицы.
— Правоприменительная и законодательная практика последнего времени показывает: не стоит надеяться, что законодатель разглядит нюансы бизнеса, очевидные лишь профессионалам. Этого не произойдет, пока производители и другие участники рынка, знающие бизнес изнутри, не вступят с ним в диалог. И тем, кто занял выжидательную позицию, хочу напомнить, что этот диалог может приносить конкретный, полезный отрасли результат. Так было, например, два года назад, когда ОУПР с подачи одного из участников пивоваренного рынка инициировало независимое тестирование автоматизированных систем измерения и учета (АСИиУ), к которой присоединились и другие пивовары, и представители РАР. Начавшаяся тогда глобальная проверка по изучению практики использования счетчиков дала свой результат — они до сих пор работают в тестовом режиме, отсутствуют жесткие обязательные меры по их установке. Другой пример — в августе 2013 года мы очень активно внедрились в работу по изучению требований регулятора к оптовым и производственным складам на пивных предприятиях. В результате нам удалось очень существенно изменить первоначальные предписания к складам и выработать консолидированный вариант документа, устроивший порядка 85-90% участников рынка.
— Сейчас мы должны использовать этот продуктивный опыт в обсуждении идеи лицензирования пивных напитков, поначалу взбудоражившей всю отрасль. Мы постоянно общаемся с регулятором на рабочих группах, нам понятна идея очистить рынок от недобросовестных участников, мы пытаемся сформировать свой понятийный аппарат — что такое пиво и пивные напитки, дополнив его новыми понятиями — специальное пиво или оригинальное пиво. Мы видим, что интерес к нашей точке зрения у регулятора есть. И мы должны ее высказывать, иначе самые жесткие меры регулирования могут быть введены с нашего молчаливого согласия и станут реальностью.