Нет пива — нет денег
Провозглашённая Дмитрием Медведевым «борьба с алкоголизацией страны» похоже, зашла в тупик. Загнала саму себя, как это часто происходит с государственными программами. Репрессивные ограничения и убийственная акцизная политика в адрес пивоваренной и винной промышленности дали свои результаты. Только не те, которые задумывались. Производство алкоголя в стране сократилось. Но это совершенно не означает, что сократилось его потребление. Проблем связанных с употреблением алкоголя в стране не убавилось, но при таком катастрофическом падении рынка, многие предприятия (особенно в пивной отрасли), вынуждены были закрыться.
Закрытие предприятий — пивоваренных заводов, солодовен, фермерских хозяйств, кроме банальной безработицы ведёт ещё и к резкому падению поступлений от налогов и акцизов. При этом, в первую очередь, страдают бюджеты тех регионов, в которых располагались производства. Дело в том, что акцизы от вина и пива, в отличии от акцизов на крепкий алкоголь, в 100% объёме идут в местный бюджет. По этому, местным властям очень не выгодно, когда на их территории закрываются пивоварни или сильно снижаются объёмы производства. В этом случае, происходят весьма значительные потери регионального бюджета. Для поддержки предприятий пивоваренной отрасли и нивелирования негативных эффектов повышения акцизов, многие регионы стали субсидировать пивоваров, что вызвало негативную реакцию Федеральной антимонопольной службы и … Росалкогольрегулирования!
ФАС в этом усмотрела нарушение законов конкуренции. Конкуренции между пивом и водкой? Очевидно да. В результате, Владимир Путин подписал постановление запрещающее регионам субсидировать предприятия алкогольной отрасли.
С одной стороны, это правильно – зачем провозглашать борьбу с алкоголем и одновременно поддерживать его производство? С другой стороны, непродуманная акцизная и законотворческая деятельность бьёт рублём по самим борцам. Им это не нравится, но сил признать, что антиалкогольная политика провалилась, нет.
За комментариями, мы обратились к одному из крупнейших производителей пива в России, компании САН ИнБев, которая за последний год, закрыла в России уже два завода:
«Считаем, что при подготовке законопроекта не были учтены основные принципы работы «Открытого Правительства», а также мнение экспертного сообщества и представителей бизнеса.
Субсидии стимулировали рост акцизных поступлений, что чрезвычайно актуально, учитывая тот факт, что 72 субъекта федерации из 83 дотируются из федерального бюджета. По нашему мнению решение об отмене субсидирования является скоропалительным и не достаточно взвешенным».
Кому же выгодна ситуация складывающаяся на алкогольном рынке? В первую очередь, это крупные производители водки. Именно они выигрывают при уничтожении мелких производителей и тем более пивзаводов. И именно их интересы отстаивает Росалкогольрегулирование.
Что же делать в текущей ситуации?
Первое – мораторий на повышение акцизов для пивоваренной и винной промышленности.
Второе – изменение действующего законодательства в сторону либерализации оборота пива и вина.
Третье – реформирование Росалкогольрегулирования. Превращение этого ведомства из лоббиста водочной промышленности в организацию, реально представляющую интересы всех участников алкогольного рынка.
Всё это позволит изменить структуру потребления алкоголя, которая в данный момент имеет явный перевес в сторону крепких напитков и в дальнейшем может только усугубляться скатыванием в сторону суррогата и нелегальной продукции.
Большинство стран, прошедших через злоупотребление населением крепким алкоголем, давно поняли – запретами решить проблему нельзя. Можно только изменить структуру потребления. Через это прошли Германи, Бельгия, Великобритания и США. Но прыганье на граблях, очевидно национальный танец наших чиновников. Жаль, что по лбу, эти грабли бьют нас с вами, а не тех кто на них пляшет.
Пивные новости
Александр Иджон