Есть ли такой бизнес и где же свет в конце туннеля ?
К большому сожалению, российская юридическая терминология и соответственно законодательная система до сегодняшнего дня не знакома с словосочетанием «независимый пивоваренный бизнес», а также не видит и не делает отличий между «мелким», «средним» и «крупным» производителем пивоваренной продукции – понятиями, известные не только в Европейском сообществе, но и во всём мире, поэтому мы можем сделать вывод о том, что всё российское, а с недавнего времени в силу общности законодательства стран-участников Евразийской экономической комиссии (Таможенного союза) белорусское и казахское пивоваренное сообщество стоит сейчас перед, наверное, самым главным шагом в своей истории, с момент развала СССР: необходимостью осознания того, что назрела необходимость разделения пивоваренного сообщества в соответствии с годовым объёмом производства на подгруппы с целью формирования раздельного для каждой подгруппы акцизного, технического и общего законодательного регулирования.
В связи с этими обстоятельствами хотелось бы привести пример законодательного регулирования Германии, согласно которому, цитирую «независимой является пивоварня, объёмом годового производства не более 2.000.000 дал, которая юридически и экономически не зависит от другой пивоварни, производственные помещения которой не связаны с аналогичными другой пивоварни, и не производит пиво по лицензионному соглашению», и в соответствии с которым малыми являются пивоваренные производства с годовым объёмом производства менее 50.000 дал, которые оплачивают 56% ставки стандартного акциза, средними от 50.000-2.000.000 дал, со ставкой от 56%-84% и крупными свыше 2.000.000 дал. со стандартной ставкой акциза.
В чём отличие независимого российского пивоваренного бизнеса от крупного транснационального ? Во-первых, это как правило одно пивоваренное производство в определённом регионе страны. Во-вторых, российская форма собственности. В-третьих, иной ценовой сегмент продукции, как правило пиво является более дорогим и недоступным подростковой аудитории. В-четвёртых, предоставляющими рабочие места в малых городах и сельских населённых пунктах. В-пятых, производящих высококачественную продукцию в соответствии с общепризнанными стандартами мирового пивоварения. Перечислять можно долго, важно одно, пивовары, в отличии от людей, делятся, и делятся по одному признаку – объёму производимой продукции.
Ни для кого не секрет, что 30 декабря 2009 г. премьер-министр РФ Владимир Путин утвердил Концепцию реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, опубликованную 13 января 2010 г.(Распоряжение Правительства № 2128-р. Согласно Концепции, государство рассчитывает за десять лет снизить потребление алкогольной продукции в стране более чем вдвое, и добиться полного исчезновения нелегального алкогольного рынка: «На первом этапе (2010-2012 годы): снижение уровня потребления алкогольной продукции на душу населения на 15%. На втором этапе (2013-2020 годы): ликвидация нелегального алкогольного рынка; снижение уровня потребления алкогольной продукции на душу населения на 55%».
Что это означает для пивоваренной отрасли ? Дальнейшее усиление законодательного регулирования и уменьшение объёмов производимой продукции, что мы в полной мере видим уже сегодня.
Рост акцизов, счётчики, грядущее лицензирование производств – вот неполный перечень «маленьких радостей» жизни. И что самое главное ? НЕТ никакой разницы, являешься ли ты пивоваром с сусловарочным котлом на 100 литров, либо гигантом, производящим миллиарды литров пива в год. Странная ситуация и достаточно загадочная. Загадочная потому, что до сих пор никто так и не разделил пивоваров по объёмам производства и не предоставил щадящие режимы для ведения деятельности менее защищённым. Более того, в последнее время контраст усилился и в связи с возникшей ситуацией по возврату части акцизов из региональных/федеральных бюджетов ряду предприятий крупного пивововаренного бизнеса – и что обидно, независимый пивоваренный бизнес России не может набрать необходимых в таком случае объёмов производства, да ещё и с условием их увеличения в ближайшие годы, чтобы получить субсидию в том регионе, где большой пивовар имеет законное право на субсидию. Уверен, это несправедливо, более того, эта ситуация раскалывает и без того достаточно условное единство пивоваренного сообщества нашей страны. Как говорится: «дружба дружбой, а табачок врозь».
Но всё-таки, благодаря деятельности нашего союза – Союза производителей ячменя, солода, хмеля и пиво-безалкогольной продукции ситуация будет меняться. Мы рады сообщить, что в последнее время по просьбе нашего союза руководством ряда регионов России направлены письма в Правительство России с просьбой вмешаться в возникшую ситуацию, и здесь, хотелось бы особенно поблагодарить Губернатора Воронежской области Алексея Васильевича Гордеева за понимание и поддержку нашей деятельности и его позицию в обращении Председателю Правительства РФ Д.А. Медведеву, цитирую:
«Считаю, что назрела необходимость дифференцирования акцизного, технического и общего законодательного регулирования пивоваренных производств в зависимости от объёма производства пива (мелкий, средний, крупный). Также просим рассмотреть возможность придания пивоваренным производствам, имеющим свои производства пивоваренного ячменя/солода/хмеля статуса «сельхозтоваропроизводителя».
Выражаем признательность собственникам и руководству пивоваренных компаний вступивших в наш союз и принимающих активное участие в уставной деятельности союза и в совместном взаимодействии с органами законодательной и исполнительной власти.
— ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии»
— ОАО «Брянскпиво»
— ОАО «Булгарпиво»
— ОАО «Вятич»
— ОАО «Ставропольский пивоваренный завод»
— ЗАО «Агроимпэкс»
— ЗАО «Ипатовский пивзавод»
— ЗАО «Каменский пивоваренный завод»
— ЗАО «Липецкпиво»
— ЗАО «Романовский продукт»
— ООО «БрауМастер»
— ООО «Другое пиво»
— ООО «Елецкое пиво»
— ООО «Коникс»
— ООО «Н.Р.Г. Колос Корпорэйшн»
— ООО «Пивная компания»
— ООО «Сибирь»
— ООО «Удача»
— Пивоварня «Бамберг»
— Тверской пивоваренный холдинг «Афанасий»
Совокупные производственные мощности пивоваренных компаний, ставших членами BMBU, составляют около 100 миллионов дал или 10% российского рынка пивоваренной продукции.
Уже сегодня мы стали крупнейшим отраслевым и одним из крупнейших союзов Агропромышленного комплекса России, это повод для гордости и возможность для отстаивания интересов отрасли. Приглашаем компании производственной цепочки «пивоваренный ячмень — пиво» к вступлению в BMBU — действуя совместно, мы сможем добиться успеха.