«САН ИнБев» избавляется от активов
Компания «САН ИнБев» (российское подразделение крупнейшей пивоваренной компании Anheuser-Busch InBev) закрыла сделку по продаже солодовенного производства в Курской области. Собственником предприятия стало малоизвестное ООО «Курский солод», основанное в октябре 2012 года. Эксперты полагают, что новому владельцу предприятия будет трудно выжить в условиях отраслевого падения. Впрочем, рынок солода в России растет, и его участники считают, что «Курский солод» сможет найти каналы сбыта продукции в кондитерском или хлебном производстве.
Администрация Курской области сообщила, что солодовенное производство курского филиала ОАО «САН ИнБев» возобновило работу, прерванную полугодом раньше. В августе 2012 года компания объявила, что из-за роста акцизных сборов и законодательных ограничений рынка прекращает производство в своем курском филиале. Местный пивоваренный завод, включающий в себя два производства: солодовенное (мощностью 65 тыс. т в год) и пивоваренное (мощностью 10 млн дкл пива в год), вошел в состав холдинга в апреле 1999 года. Региональные власти, для которых решение «САН ИнБев» оказалось неожиданным, тогда заявили, что собираются искать нового инвестора для предприятия, являвшегося одним из крупнейших налогоплательщиков области (около 900 млн руб. в год).
Вчера председатель комитета пищевой и перерабатывающей промышленности и продовольствия Курской области Юрий Беляев рассказал „Ъ“ о завершении юридического оформления сделки по продаже предприятия ООО «Курский солод». В феврале солодовня возобновила производственную деятельность и выпустила более 1,1 тыс. т продукции, но пока работает не на полную мощность. В комитете пояснили также, что логистические активы «САН ИнБев» оставила себе. Остальные детали сделки, включая ее сумму, в администрации не раскрывают.
Пресс-служба «САН ИнБев» подтвердила факт заключения сделки «со структурой, которая выразила готовность продолжить функционирование солодовни и обеспечивать производство солода». В компании уточнили, что договор купли-продажи был подписан 21 декабря 2012 года, и подчеркнули, что намерены продолжать проекты в сельском хозяйстве Курской области; деятельность, связанную с логистикой, хранением и продажей продукции, а также соцпроекты. С руководством ООО «Курский солод» „Ъ“ связаться не удалось.
Аналитик консалтингового агентства «Инвесткафе» Дарья Пичугина назвала правильным решение «САН ИнБев». По мнению эксперта, в нынешних рыночных условиях не обойтись без оптимизации издержек и избавления от наименее рентабельных активов. «При этом логистика — более выгодный актив, так как может быть использована более чем для одного производства», — добавила эксперт. Перспективы нового владельца солодовенного производства госпожа Пичугина назвала «сомнительными»: «Производство пива в России в целом сокращается, за год оно упало на 2,1% и только за январь 2013 года — на 13,4%. Маленькому производителю выжить сложно».
В Черноземье работают, кроме «САН ИнБев», еще два известных пивоваренных завода: ОАО «Пивоваренная компания „Балтика“» в Воронеже и ЗАО «Липецкпиво» в Липецке. Председатель совета директоров ЗАО «Липецкпиво» Владимир Любанов предположил вчера, что «если компания закрывает завод и избавляется от активов, это делается от безысходности». По данным Национального союза производителей ячменя, солода, хмеля и пивобезалкогольной продукции, продажи «САН ИнБев» в России в 2012 году упали на 12.0% вследствие общего падения отрасли и сильных изменений в госрегулировании. Господин Любанов пояснил, что с начала года «колоссально выросли налоги, на 3 руб. вырос акциз с литра пива (до 15 руб.), при этом цены поднять невозможно, поскольку российский потребитель небогат». Владимир Любанов признался, что пока его предприятие работает в убыток, и предположил, что «максимум через полгода ситуация станет еще более критической». «Пивоварни начнут закрываться. А курский завод платил в год около 1 млрд акцизных сборов, и это доход, который получала область», — добавил господин Любанов. По его словам, пивоварение не единственная сфера применения солода, и новый владелец предприятия может найти каналы сбыта в кондитерском или хлебном производстве.
По данным Росстата, производство солода в России в 2012 году выросло на 21% по сравнению с 2011 годом и составило 1,2 тыс. т. Аналитики Национального союза производителей ячменя, солода, хмеля и пивобезалкогольной продукции утверждают, что положительная динамика производства солода наблюдается впервые за последние пять лет. Одной из причин роста они считают вступившее в силу с 1 января 2013 года положение федерального закона, утвердившее, что пиво должно быть произведено из 80% солода и не более чем 20% несоложеных зернопродуктов, из них не более 2% сахаросодержащих продуктов. Для производителей ячменя и солода это означает рост потребности отрасли в их сырье, увеличение объемов потребления ячменя и солода, высокую загруженность производства.