На «Балтике» по рецепту Scottish Courage 1972 года
Есть ли такой британский пивовар, который не успел бы поучиться у Тима О’Рурка, британского пивовара с многолетним стажем, ныне преподавателя в Институте пивоварения в Лондоне? Пожалуй, нет. Кого не спроси, все сдавали экзамены Тиму. И Родди МакКъюэ, который по счастливому стечению обстоятельств оказался в команде клипера «Thermopylae», и Мартин Дики, которого мы увидим на следующей неделе.
Общаясь с Тимом, понимаешь, что это – великий энтузиаст. Именно ему и принадлежит инициатива экспедиции под названием «The Great Baltic Adventure».
Из сердца Лондона в сердце Санкт-Петерубрга ровно месяц назад начала пульсировать чёрной стаутной струёй идея повторить исторический маршрут британского портера.
Парусная шхуна с командой из пивоваров и пивных активистов, в основном меняющихся в каждом порту, стала двигаться медленно, но верно по направлению к северной Венецию. Остановки были сделаны в Копенгагене, где мы успели познакомиться с Тимом лично, в Стокгольме и Хельсинки, подгадывая под местные культурологические пивные фестивали. Всё дело в том, что 14 британских пивоварен выделили своё пиво для данного путешествия, воистину эпического.
Вчера клипер сумел проскочить все минные заграждения, выставленные к экономическому форуму, пришвартовался в яхт-клубе, а на утро команда была уже в наших цепких объятьях. Пропустить их приезд мы понятным прияинам просто так не могли.
Тим О’Рурк: «В Великобритании мы пьем много тёмного теплого крепкого пива, но русских людей, влюбленных в этот сорт, конечно же, больше. Это то же самое, что ваш хлеб – вы любите темный хлеб с насыщенным сильным вкусом – это ваш русский выбор. Поэтому Русский Имперский Стаут имеет столь интересный, яркий, отличимый аромат и вкус. Это пиво для русских. Лагер, например, хорошо пить в тёплую погоду, но в России не так много теплых дней в году, поэтому темное насыщенное пиво, как Имперский Русский Стаут более уместно».
В команде был «наш человек в Гаване» Родди МакКьюэн – британский пивовар, трудился долгое время в Скоттиш Каридже, ныне работающий на Кроненбурге в исследовательском центре Карлсберга в Страсбурге. Именно он прислал нам где-то месяца три тому назад свой рецепт иперского стаута 1972 года. Восходит к классической версии, которая варилась в промышленных объемах на легендарной лондонской пивоварне «Barclay & Perkins». Она в своё время вошла в состав «Scottish Courage», компании, частью которой и был завод в Страсбурге. Отсюда и причинно-следственная связь.
Рецепт мутировал до 1972 года (в частности из рцептуры исчез коричневый солод, и появился карамельный), но с тех пор не изменялся. Последний раз по этому рецепту имперский стаут сварили в 2007 году. Настала наша очередь
Начинали мы плясать от этих бумажек.
Имперский русский стаут 1972 года – это темное, плотное пиво с достаточно высокой степенью охмеления. Его рецептура и баланс компонентов, вкуса и аромата являются результатом двухвекового опыта производства специального пива, предназначенного для экспорта морским путем, который характеризуется сложными условиями перепадов температур и высокой динамической нагрузкой. В засыпь для варки сусла входят светлый, карамельный и черный солод, а также инвертированный тростниковый сахар. Пиво проходит охмеление горькими и ароматными сортами английского хмеля на нескольких производственных этапах. Для достижения высокой экстрактивности затирание занимает более двух часов, а процесс кипячения сусла – еще полтора. Брожение осуществляется верховыми дрожжами и вместе с дозреванием займет около двух месяцев.
В команде был ещё один известный нашему коллективу активист движения Пит Браун – культовый пивной блоггер, автор нескольких книг, посвященных пиву как социальному явлению, культуре его потребления и британским пабам, в 2009 году официально признанный в Великобритании Пивным писателем года. Пит говорил крайне мало, но безостановочно что-то записывал в свой блокнотик.