Сборы не увеличились на 200%
Росказначейство опубликовало результаты акцизных сборов от производства пива и алкогольной продукции по итогам I полугодия 2010 г. Несмотя на непростую экономическую ситуацию и падение производства, российские пивовары пополнили государственный бюджет на 35,75 млрд. руб.
Пивоваренная отрасль остается одним из наиболее стабильных и существенных источников поступления налогов в консолидированный бюджет страны, и в первую очередь акцизов. По итогам I полугодия 2010 г. акцизные сборы от оборота пива на территории РФ выросли на 154,1% и составили 35,75 млрд. руб. Предприятиям отрасли удается оставаться социально-ответственными партнерами государства.
Вместе с тем, фактический рост собранных средств не оправдал прогнозов чиновников и не достиг заявленных Минфином 200%. Кроме того, спад производства пива в I полугодии 2010 г. привел к сокращению налогооблагаемой базы по другим налогам и сборам, которые поступают в бюджет от пивоваренной отрасли и смежных отраслей. Эксперты прогнозируют, что при учете всех этих факторов общий баланс для государственного бюджета может оказаться отрицательным, несмотря на рост акцизных поступлений.
Пивоваренная отрасль по-прежнему отличается высокой эффективностью сбора акциза, особенно в сравнении с сегментом крепкого алкоголя. Расчет сбора акцизов в ликеро-водочной и пивоваренной отраслях на основе данных Росстата и Росказначейства (с учетом доходов от импорта) показывает, что эффективность сбора акцизов с производителей крепкого алкоголя составляет около 50%, а с учетом теневого сектора розничных продаж этот показатель опускается до уровня 37%. В то же время эффективность сбора акцизов в пивоваренной отрасли составляет 99%.
Для справки: расчет эффективности сбора акциза за 2009 год
Расчетная сумма акциза (по данным Росстата о розн. продажах), млрд. руб. | Уплаченная сумма акциза (по данным Росказначейства), млрд. руб. | Эффективность сбора акциза | |
Водка и ликероводочные изделия (ЛВИ) | 132,7 | 65,42 | 48% |
Пиво | 31,47 | 31,20 | 99,1% |
Оценка эффективности сбора акциза проводится при сопоставлении данных Росстата о розничной продаже с данными Федерального казначейства по фактическому поступлению акциза.
Таким образом, ежегодно консолидированный государственный бюджет недополучает около половины доходов от продаж крепкого алкоголя, произведенного без уплаты акциза.
По оценкам экспертов рынка, упущенные бюджетные доходы от оборота крепкого алкоголя заведомо превышают ту сумму, которое государство планировало получить от трехкратного повышения акцизов на пиво в 2010 г.
Таким образом, с точки зрения разумной государственной политики, необходимо делать ставку на наведение порядка в тех сегментах алкогольного рынка, где бюджет недополучает около половины акцизных поступлений, на борьбу с нелегальным рынком и увеличение акцизных сборов с оборота крепкого алкоголя.
ДЛЯ СПРАВКИ
По итогам I полугодия 2010 г., по данным Росстата, российская пивоваренная отрасль снизила объемы производства на 9,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом производство водки в I полугодии 2010 г. выросло на 5,6%.
По мнению экспертов Союза российских пивоваров, приведенные данные свидетельствуют о последствиях непродуманной акцизной политики, которая приводит к смещению акцента в потреблении в сторону крепкого алкоголя и не способствуют оздоровлению нации.
Российская пивоваренная отрасль насчитывает более 250 предприятий различной мощности, производственные площади которых расположены в 73 субъектах Российской Федерации.
Союз российских пивоваров – некоммерческая организация, объединяющая предприятия пивоваренной индустрии России. Членами Союза являются 33 компании, которые имеют 90 производственных площадок на территории Российской Федерации и в совокупности выпускают более 90 процентов пива.