Люди хотят пить пиво с более естественным вкусом
«А я знаю, есть ли у меня минуточка?» – отвечает корреспонденту Фокуса директор Бердичевского пивзавода Леон Липецкий на просьбу уделить журналисту несколько минут и рассказать о его производстве. Времени на разговоры у Липецкого действительно мало – работа кипит. Даже на майские праздники, когда вся страна отдыхала, на заводе вовсю варили пиво.
Вызван такой трудовой запал потребительским бумом на местные сорта хмельного напитка. «Региональные марки нашли покупателей за пределами своих областей. То, что раньше продавалось на протяжении недели, сейчас расходится за двадцать минут», – рассказывает финансовый директор дистрибьюторской компании «Антип» Александр Мережко. Например, Бердичевский завод (ТМ «Бердичівське») сварил в прошлом году почти на 200 тыс. декалитров пива больше, чем годом ранее, – 1171 тыс. дал. На 26% выросло производство на Лисичанском пивзаводе (ТМ «Душа пивовара») – до 361,5 тыс. дал. Значительный прирост декларируют Хмельницкий (ТМ «Хмельпиво») и Микулинецкий (ТМ «Микулинецьке») заводы. И это несмотря на то, что в целом рынок хмельного напитка в прошлом году сократился. По данным «Укрпива», в 2009-м было выпущено 300,3 млн. дал пива, тогда как в 2008-м – 320,5 млн. дал. Основные причины – спрос на непастеризованное пиво, подкреплённый появлением нового канала продаж.
Сети опутали
«Люди хотят пить пиво с более естественным вкусом, не прошедшее термообработку, к которой прибегают крупные комбинаты, ориентированные на массовый выпуск. Кроме того, стало интересно покупать марки, которые раньше любители пива не пробовали» – так объясняет резкий рост продаж региональных пивных брендов главный инженер киевского «Пивзавода на Подоле» (ТМ «Подол») Владимир Литвиненко. С ним согласны все опрошенные Фокусом руководители небольших пивзаводов. «В Украине производится не так уж много непастеризованного пива, причём крупные компании уделяют этому продукту мало внимания. А значит, мы просто оказались в выгодном положении», – считает директор ровенского завода «Рівень» (ТМ «Рівень») Марьян Года.
Так и есть – региональные производители пришлись и к месту, и ко времени. Спрос на их продукцию в больших городах назрел давно. «Уже не один год главная цель моих путешествий по Украине – пробовать пиво, которое производят в тех или иных областях страны. Иногда даже специально еду в какой-то городок, чтобы попробовать местные сорта», – рассказывает киевский фотограф Александр Богаченко-Мишевский. Таких фанатов пивных путешествий, по его словам, настолько много, что до сих пор предложение не удовлетворяло их спрос – до 2009 года купить в том же Киеве бердичевское, уманское или лисичанское пиво было практически невозможно. «Войти в крупную торговую сеть для таких заводов, как наш, очень дорого – там требуют плату за размещение на полках, настаивают на отсрочке платежа. Это делало продажи невыгодными», – объясняет директор «Уманьпива» (ТМ «Днепровское светлое») Анатолий Кисиль.
Положение на рынке изменилось с появлением сетевых магазинчиков, торгующих разливным пивом из кегов на вынос. Бизнес-идея возникла в России в 2004 г., когда в Новосибирске научились выпускать аппаратуру, обеспечивающую беспенный разлив – без этой техники разливать пиво из кегов в бутылки невозможно. «После этого по всей России стали появляться такие магазинчики. А до Украины тенденция докатилась в прошлом году – торговые точки стали массово открываться в Харькове, а затем в Киеве и других крупных городах», – рассказывает директор сети «Пиволюб» Ярослав Подолянко. Толчком, как ни странно, стал запрет игрового бизнеса. «Мы провели анализ и обнаружили, что многие магазинчики открывались в бывших залах игровых автоматов. По крайней мере, так было в Харькове и отчасти в Киеве», – говорит Максим Васильев, директор по маркетингу ООО ТПК «Перша приватна броварня», первого регионального пивзавода, завоевавшего всеукраинский рынок. В столице пионером стала сеть «20 сортов пива», собственник которой, по слухам, приехал из России осваивать рынок нашей страны.
От привычных пивных ларьков, в народе именуемых «разливайки», новые магазины «на разлив» отличает ассортимент. «Когда в магазине можно попробовать пиво буквально со всех заводов страны, покупатели в нём не переводятся», – утверждает владелица сети «Пивотека» Анна Симоненко. В среднем в день продаётся 200–400 л по 15 грн. за литр. Но помимо малоизвестных марок многие сети всё-таки торгуют классической «Оболонью» и «Роганью» или импортным Kozel и Guinness. Кроме кегового, покупателям предлагают и бутылочное пиво. Наценка, по словам опрошенных Фокусом владельцев, составляет 75–100%. Так что средних размеров магазин может приносить 25 тыс. грн. прибыли в месяц.
С такой математикой пивные магазины стали открываться практически на каждом углу. Сейчас, по подсчётам игроков рынка, их около 250 в Киеве, 200 в Харькове и ещё около сотни в Одессе, Виннице, Запорожье и других городах. В основном сети состоят из 2–3 точек. Действительно крупных сетей из 25–30 магазинов – единицы. Например, в Киеве таких четыре: «Океан пива», «Пиволюб», «Залив. Пиво на разлив», «Пивной барон». Кроме прочего они торгуют франшизами стоимостью в 60–130 тыс. гривен в зависимости от размера магазина, его расположения и ассортимента. Выходить на рынок самостоятельно дешевле, подсчитали участники рынка. Эта процедура обходится в 30–50 тыс. грн. «Всё зависит от того, сколько сортов пива в продаже. Каждый разливной кран стоит около 120 евро. Кроме того, довольно дороги охладители», – рассказывает Анна Симоненко.
Платы за полку ритейлеры не берут. «Мне даже не приходится звонить в сети, предлагать свой товар. Они сами меня находят, потому что им это выгодно», – подтверждает харьковский дистрибьютор Антон Назаров, поставляющий в магазины области пиво с уманского завода. Кстати, сами региональные заводы, не имеющие достаточного количества сотрудников, реализацией пива почти не занимаются. «Нам удобнее работать с одним, а не пятью контрагентами. Тем более что в покупателях недостатка не наблюдается», – объясняет Марьян Года.
Национальное в цене
«Эта тенденция характерна для всего мира – пить пиво местных производителей. В некоторых странах, например в Чехии или Германии, доля транснациональных пивных компаний мизерна. Несмотря на глобализацию, люди предпочитают местные пивоварни», – рассказывает старший вице-президент Carlsberg Breweries A\S Антон Артемьев. Однако в Украине, уверены эксперты, лидеры рынка – пивные гиганты «Оболонь», «Сан ИнБев Украина», «Славутич»-Carlsberg Group и SABMiller – могут спать спокойно. Мелкие компании не в состоянии обеспечить объёмы производства и присутствие в торговых сетях на их уровне. Поэтому в десятке самых продаваемых пивных марок только бренды крупнейших производителей. «В Киеве около трёхсот точек, где продают региональное пиво, а всего их примерно пять тысяч. И хотя интерес к местным маркам очевиден, ущерба мы не чувствуем», – уверен в своих позициях генеральный директор компании «Славутич», Carlsberg Group Пётр Чернышов.
По оценкам «Укрпива», региональные производители занимают 5,6% рынка. В докризисные годы их доля составляла около 3,5%. Однако следующий рывок, прогнозирует глава «Укрпива» Галина Коренькова, может оказаться непосильным – крупные производители тоже будут наращивать объёмы производства, а значит, расстановка сил на рынке не изменится. Тем более что, по словам Анатолия Мережко, спрос уже превышает предложение – украинцы хотят покупать столько пива, сколько заводы не в состоянии произвести. «У нас устаревшее оборудование, а денег на реконструкцию не хватает. Кроме того, для пива на разлив нужны кеги, которые с 2007 года подорожали со 150 грн. за штуку до 650», – рассказывает председатель правления Лисичанского пивоваренного завода Олег Кострюков.
Но снижать обороты региональные заводы не намерены. «В этом году мы рассчитываем увеличить производство пива на 63 тыс. дал, до 290 тысяч», – говорит Владимир Литвиненко. Похожие планы у всех его конкурентов, с которыми общался Фокус. Например, на Бердичевском пивзаводе открыли линию по производству пшеничного пива. По словам Подолянко, будет расти и количество магазинов, торгующих региональными марками, – уже сейчас они появляются в районных центрах, например в Белой Церкви. Так что, по мнению экспертов, вероятнее всего, в ближайшие годы прогнозы «Укрпива» не оправдаются и доля региональных заводов вырастет.