Падение рынка пива

Пиво

Отраслевой обзор

Пиво Российский рынок популярного пенного напитка с начала года не внушает оптимизма. Еще в первых числах февраля скрупулезный Росстат сообщил, что за январь 2010-го пивная отрасль произвела всего 31,1 млн дал пива, что на 44,2 процента меньше аналогичного периода не самого успешного прошлого года. 

Причина, конечно же, в трехкратном увеличении акциза на пиво, который ныне равен 9 рублям на литр. К началу весны картина практически не изменилась: производителей пугает рост акциза, а также ведомственные и депутатские инициативы, направленные на ограничение продаж пенного напитка в ночное время, требования запретить торговлю пивом в палатках и прочее.

Эксперты отрасли, взвесив все “за” и “против”, считают, что в этом году рынок пива сократится на 15-20 процентов.

КТО СЕГОДНЯ ВПЕРЕДИ?

Посткризисные явления, задевшие российский пивной рынок, не изменили расклада сил на нем, сложившегося за последние три года.

ОАО “Балтика”

В России по объемам производства и реализации пива по-прежнему лидирует ОАО “Балтика” – крупнейшая российская пивоваренная компания и один из ведущих европейских производителей пива, основанная в 1990 году.

Ей принадлежат 11 заводов на территории России, в том числе два завода в Санкт-Петербурге, заводы в Ростове-на-Дону, Туле, Самаре, Хабаровске и других городах, а также пивоваренный завод “Баку-Кастель” в Азербайджане. Мощность компании – более 45 миллионов декалитров пива в год.

“Балтике” принадлежит более 30 пивных торговых марок, в числе которых – “Балтика”, “Арсенальное”, “Невское” и “Ярпиво”.

Экспорт ведется в 46 стран мира. Доля на российском рынке ОАО “Балтики” – более 37 процентов.

Компания SUNInBev – ОАО “САНИнБев”

Эта компания – вторая по объему продаж в России, создана в 1999 году и является российским подразделением лидирующего в мире пивоваренного концерна “Анхойзер-Буш ИнБев”. Она владеет сетью заводов в десяти российских городах, среди которых – предприятия в Клину, Омске, Перми, Новосибирске и Саранске.

Основные марки: Stella Artois, “Старопрамен”, “Сибирская корона”, “Клинское”, “Толстяк” и другие. Доля на российском рынке – 19 процентов.

ОАО “Объединенные пивоварни Хейнекен”

Замыкает тройку лидеров ОАО “Объединенные пивоварни Хейнекен”. Год рождения – 1998-й. Компания имеет заводы в восьми российских городах – Санкт-Петербурге, Иркутске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Хабаровске и других.

Производит – 13,7 миллиона декалитров пива в год. Марки, выпускаемые компанией: Heineken, “Бочкарев”, “Охота”, “Степан Разин”, “Три толстяка” и другие. Доля на российском рынке – 12,8 процента.

Нельзя не вспомнить и других участников рынка – компанию SAБMillerRUS с ее брендами Amsterdam Navigator, “Золотая бочка” и “Три богатыря” (доля – 9,8 процента), Efes – бренды “Эфес”, “Старый мельник”, “Белый медведь”, “Сокол” (доля – 9,4 процента).

Аутсайдером среди федеральных производителей остается компания “Очаково” с долей 3,3 процента.

Эксперты отрасли считают, что процесс консолидации на российском пивном рынке завершен и в связи с этим усиливается конкурентная борьба в различных ценовых сегментах, а также борьба за каналы дистрибуции. Происходит это на фоне нежелательных для производителей отрицательных явлений, о которых уже упоминалось и к которым следует добавить ограничения в рекламе и спонсорстве спортивных мероприятий.

Аналитики, отмечая сокращение рынка, подчеркивают, что акцент его развития смещается в сторону регионов. Например, пока еще слабо освоены пивные пространства Сибири, на которых возрастает конкуренция.

ПИВА МНОГО НЕ БЫВАЕТ.

Знаменитый пенный напиток остается самым популярным в мире. Крупнейшими мировыми рынками, на которых он продается, остаются Китай, США, Германия и Бразилия, с которой наша страна с переменным успехом борется за четвертое место.

Самыми большими любителями пива на протяжении многих лет считаются чехи, они выпивают более 170 литров пенного напитка в год в пересчете на одного человека. Среднестатистический европеец потребляет ежегодно до 110 литров, а у нас этот показатель находится на уровне 67 литров. Больше всего среди россиян пьют пива питерцы – 110 литров (на европейском уровне) и москвичи – 90. Тоже немало!

Сейчас под флагом заботы о здоровье нации в России развертывается невиданная доселе антипивная компания. Здесь, на наш взгляд, необходимо чувство меры. Одними запретами, как показал многолетний опыт борьбы с алкоголизмом, ничего не достигнешь, и чувства отвращения к тому, что нравится подносить ко рту, не привьешь. А прививать культуру пития, конечно же, намного труднее. 

www.fcinfo.ru

Related posts

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.