Интервью с владельцами «Русской традиции».
Они действуют на чешском рынке уже девять лет, но об этом мало кто знает. Ведущий экспортер чешского и немецкого пива в Россию – компания «Русская традиция» — получила широкую известность в Чехии только тогда, когда предприняла попытку купить пивзавод в Находе. Поскольку город, которому пивовар принадлежит, временно отложил продажу, русские продолжают свои поиски в Чехии. «Мы хотим продавать только характерное для Чехии пиво, сваренное традиционным чешским способом, из чешского сырья, чешским сладеком, на чешском пивзаводе,» заявили в интервью газете «Hospodářské noviny» Андрей Браиловский и Сергей Егоров, владельцы «Русской традиции».
HN: Какая чешская марка в вашем портфеле самая-самая?
А.Б.: Без сомнения это «Крущовице», ведь доля этого пива в нашем общем объеме составляет 20%. Хорошие результаты первоначально у нас были с пивом «Старопрамен» и «Пильзнер Урквелл», но пять лет назад их стали варить в России по лицензии, а мы не равнодушны к пиву «подлинному», традиционному, в Чехии сваренному.
HN: Основу вашего экспорта составляет пиво из Германии и Чехии, чуть меньше из Голландии. Почему именно из этих стран?
С.Е.: В своё время мы провели некий анализ и пришли к выводу, что россияне предпочитают именно это пиво.
HN: Чем же все-таки вас привлекает наш пивной рынок?
А.Б.: Знаете, в России сегодня достаточно современных пивоваров, но практически никаких традиций. Большинству заводов от роду лет пятнадцать. И в Чехии есть современные заводы, но ваши пивоварские традиции имеют более глубокие корни, и это для нас решающий аргумент.
С.Е.: Российское пиво мы не продаем. Наша стратегия – заполнить некие «дыры», ниши на нашем пивном рынке, выступать на нем с различным специальным пивом, собственными и традиционными марками.
HN: Нет ли у вас желания увеличить объем экспорта в Россию?
А.Б.: Нет, нет. Мы вовсе не хотим конкурировать с международными концернами, нынешняя ситуация вполне нас устраивает – те 0,7% от общего объёма оцениваются в 400 млн. долларов, а наш оборот составляет приблизительно 110 млн.
С.Е.: Более того, мы не настолько большая фирма, чтобы увеличивать эту долю, к тому же продажи ради продаж не являются нашей целью – мы за повышение культуры продажи и потребления пива.
HN: Какие шаги вы предпринимаете для этого?
А.Б.: Дистрибуцией пива у нас занимается 200 человек, а еще 150 заняты в наших огромных фирменных ресторанах «Пражечка» в Москве. Это название одной из наших собственных марок, которые мы варим у вас. И мы стремимся, чтобы подача и потребление пива в наших «Пражечках» соответствовало всему тому лучшему, что свойственно вашим лучшим пивным ресторанам.
HN: «Пражечка»? Звучит наполовину по-чешски, наполовину по-русски.
А.Б.: Вообще-то мы так назвали жительницу Праги, такую пышнотелую официантку (смеется), которая изображена у нас на этикетке.
HN: Так правильно бы было – «пражАчка»?
А.Б.: Да, по-чешски это было так, но на русский слух «пражечка» звучит немного нежнее, мягче, более благозвучно что ли.
HN: Сколько «Пражечки» варит для вас завод в Противине?
С.Е.: На заводе «Платан» ежегодно варится около 40000 гл, включая и нашу вторую марку «Черновар». Отмечу, что «Пражечка» — одна из самых быстро растущих марок, ежегодно объем ее продаж растет на 140%.
HN: Не было намерения предлагать «Пражечку» и «Черновар» и у нас?
С.Е.: Мы думали об этом и ищем партнера, но для начала хотели бы организовать филиал нашей фирмы в Чехии, который, в частности, продавал бы наши фирменные марки на чешском рынке. Думаю, что эта идея осуществится совсем скоро.
HN: Считаетесь с тем, что чешский пивной рынок довольно специфичен, с очень сильной конкуренцией?
А.Б.: Безусловно, мы трезво оцениваем современную ситуацию, сложившуюся с приходом глобальных концернов. Однако, последние не всегда понимают потребности местного рынка. У вас же колоссальная, устоявшаяся культура потребления пива, а «большие игроки» не всегда учитывают чешскую традицию и все, что входит в понятие «чешское пиво».
HN: Я уже вижу, как кое-кто покачивает головой, слыша ваши слова!
А.Б.: Я знаю, что говорю: ведь, не секрет, что у чешских пивоваров сейчас нелегкие времена. В последние годы несколько пивзаводов было выкуплено только для того, чтобы их закрыть, а те, что остаются, для гигантов не интересны. Сегодня мы говорим не о развитии пивовара, а, скорее, о его выживании. А еще этот мировой кризис!
HN: Но это всё проблемы, которые вынуждены решать и вы?
А.Б.: Само собой, но я убежден, что наша философия – хороший рецепт в этой ситуации. Мы хотим продавать характерное для Чехии пиво, сваренное традиционным способом, из чешского сырья, чешским сладеком и на чешском пивоваре!
HN: В случае с Находом вам не повезлог. Будете продолжать?
А.Б.: Да, мы продолжаем искать в Чехии стратегического партнера. Тот, кому будет интересна наша стратегия развития, имеет большой шанс увеличить производство и получить стабильный рынок.
Перевод Игоря Корчагина