Интервью с Дмитрием Фатюхиным

Дмитрий Фатюхин

Автор книги «Пивоваренные заводы Царской России»

Дмитрий Фатюхин Дмитрий Фатюхин — коллекционер пивной атрибутики и автор книги «Пивоваренные заводы Царской России». Интервью сайту rosbalt.ru.

— Наверное, непосвященных в тайны бирофилии прежде всего интересует цена вопроса. Какими суммами должен располагать коллекционер для пополнения коллекции?

— Бирофилия сейчас, что называется, на подъеме, и цены постоянно растут. Еще года полтора назад редкая дореволюционная пивная этикетка стоила около 10 евро, а сейчас цена уже доходит до 70 евро. Причем предложение гораздо ниже спроса.

— В других видах коллекционирования, в той же нумизматике, присутствует круг людей, зарабатывающих поставкой коллекционерам коллекционного материала, — дилеров…

— Конечно, дилеры есть. Кстати, с ними гораздо проще общаться, чем с коллекционерами, которые пытаются еще и попутно заработать. Такой персонаж обычно заламывает просто неподъемную цену.

— А аукционы проводятся?

— Я даже поучаствовал в одном. Купил этикетку втрое дороже, чем так бы мне обошлась.

— По филателии знаю, насколько для коллекционеров важно качество сохранности экземпляра, гашеная-негашеная марка…

— В бирофилии, если мы говорим про обычный коллекционный материал, то есть про современные пивные этикетки или этикетки советского периода, важна дата на обратной стороне. То есть этикетка должна была «пройти» наклеивание на бутылку. Без этого она ценится существенно ниже. Правда, многие коллекционеры предпочитают этикетки типографского качества, то есть неиспользованные. Ну и, конечно, важна сохранность самой этикетки.

— Пивная атрибутика включает достаточно широкий перечень предметов — от вымпелов до значков. Что собирают прежде всего?

— В СССР у коллекционеров не было выбора, посуда одинаковая, пробки одинаковые, поэтому почти все собирали в основном этикетки. Сейчас приблизительно 60% коллекций — этикетки, по 20% — подставки и пробки. Правда, почти в каждом клубе присутствуют по 2-3 коллекционера, специализирующихся на брелоках, значках, ручках…

— А бокалы?

— И бокалы. Кстати, сейчас дореволюционные пивные кружки из фаянса стоят где-то в пределах $400. И такая высокая цена объясняется просто — они хрупкие и сами от времени «рассыпаются».

— Сейчас набирает популярность коллекционирование пластиковых карточек. Бирофилы с этой сферой пересекаются?

— Карты – тема для бирофилов достаточно специфическая, хотя для меня это одно из основных направлений коллекции. В 1998 году было выпущено 2000 экземпляров телефонных карт с символикой «Гиннес», мне предлагали экземпляр «в целлофане» за номинал — $12. Я не «подсуетился», и потом приобрел уже «распечатанную» за $40. А сейчас такую карту за любые деньги не найти. Есть и другие карточки с «нашей» символикой, например, у меня в коллекции есть немецкие, выпущенные тиражом 500 экземпляров. Вообще, интерес к карточкам во многом тем и объясняется, что они выпускаются фиксированным тиражом, легче определить «раритетность». Плюс к тому, как и любое платежное средство, выпуск карт сопровождается серьезным контролем.

— А насколько обширна ваша собственная коллекция?

— Гордость коллекции — 80 дореволюционных этикеток. Поскольку советское пиво до 1945 года преимущественно выпускалось без этикеток, то образцов этого периода у меня всего 15, а более поздних советских — где-то 10 тыс.

— Кажется, после книги «Пивоваренные заводы царской России» вы готовы написать «Историю советского пивоварения». Давайте обозначим основные вехи.

— Лучше брать не с 1917 года, а с 1914-го. Тогда был введен сухой закон. Правда, по нему разрешали варить так называемое «полпиво», то есть пиво пополам разбавленное водой. Хотя, по продовольственным нормам царской армии военнослужащим пиво полагалось в обязательном порядке в рационе.

— И как долго продержался сухой закон?

— До 1922 года, и покровителем советского пивоварения считается Анастас Микоян, тогдашний нарком пищепрома. Он всячески поощрял пивоварение, и сам был «крестным отцом» названия пива «Жигулевское», переименованного из «Венского». Как известно, в 1922 году были «дозволены» разные формы собственности. И пиво начали производить как государственные, так и частные предприятия. Например, крупнейшие заводы — петербургский (с 1914 —петроградский, с 1924 — ленинградский) «Калинкин» и московский Трехгорный были госпредприятиями, а на заводе «Корнеев и Горшанов» появились частные владельцы, которые, даже не меняя этикеток, писали вместо старых владельцев «Марков и Комаров», и свое пиво они начали выпускать к 1924 году. По сути, это время было временем возрождения пивоваренной отрасли. Но к 1930-му частные лавочки прикрыли. Все предприятия перешли в государственную собственность.

— И качество пива упало?

— Думаю, нет, был твердый государственный контроль, и наркомат (по сути, необходимый надзорно-карательный орган) добросовестно отслеживал качество. Смены директоров, и даже неоднократной, не избежал почти ни один пивзавод, что не всегда являлось следствием проводимых властью репрессий, а чаще объяснялось нерадивостью и непрофессионализмом руководителя.

— Это продолжалось до начала Великой Отечественной войны?

— С одним «но». Со вступлением советских войск в Польшу расцвет только усилился. Знакомство с восточно-прусскими традициями пивоварения позволило сделать качественный шаг вперед. Кстати, вот историческая несправедливость — Львовский пивзавод сейчас пишет на своих бутылках «лучшие традиции украинского пивоварения», хотя древние (с начала 1700 годов) львовские традиции скорее относятся к Австро-Венгрии. Впрочем, мы немного забегаем вперед.

— Пивоварение в войну — отдельная тема?

— В целом — пивоварение буквально рухнуло. Например, тот же «Калинкин», после революции «Степан Разин», в блокаду выпускал снаряды, «коктейль Молотова», пищевую целлюлозу, которая использовалась для производства хлеба. Некоторые заводы все же продолжали выпуск пива. Пиво производилось за Уралом, на Дальнем Востоке, в Москве Доказано, что во время войны пиво продолжало поставляться в советские и партийные органы, в частности в ЦК. На оккупированных территориях немцы старались восстановить пивоварение. Например, известна история пивзавода в белорусском голоде Лида. Там был назначен немецкий управляющий, который собрал спецов, причем в подавляющем большинстве это были евреи (в том числе и бывшие владельцы завода – семья Пупко), и это спасло им жизнь. То есть — второй «Список Шиндлера».

— А когда наступала советская армия?

— Наши тоже старались сохранить «трофейное» производство. Ряд заводов на освобожденных от фашистов территориях Германии и Австрии практически не прекращал варить пиво. Например, в Берлине выпускалось пиво по заказу Г.С.О.В.Г. (советских оккупационных войск в Германии), что нашло отражение на этикетках. Сразу после войны началось восстановление пивоваренных предприятий. Уже к концу 1945 года выпуск стал неуклонно расти.

— Можно ли приблизительно определить, сколько всего различных пивных этикеток было выпущено за историю СССР?

— Не меньше 25-30 тысяч.

— Нумизматику, хоть это и не совсем законно, подпитывают периодические находки денежных кладов. Случаются ли «клады» в бирофилии?

— Сколько угодно. Например, мой соавтор по книге Сергей Аникин как-то побывал на Радомышленском заводе по рабочим делам и заодно спросил, нет ли старых этикеток. Ему ответили, что нет, но он может сам обойти территорию и поискать. И он нашел засыпанные песком пачки дореволюционных этикеток, использованные как утеплитель скатов крыши. Именно поэтому российский и зарубежный коллекционный рынок сейчас и насыщен дореволюционными этикетками этого завода.

Этикетки находят в старых домах, на чердаках и в подвалах. Множество этикеток попали к коллекционерам со стенок старых сундуков. В старину сундуки исполняли роль шкафов, и внутреннюю поверхность принято было обклеивать газетами, различными этикетками, открытками и любыми другими пестрыми красивыми картинками.

— А как насчет современного рынка?

— Современное состояние пивного рынка и, естественно, пивной атрибутики, как и в прошлом, зеркально повторяет состояние общества. За колоссальным количеством сортов (и этикеток) легко просматривается международный глобализм. Уходят оригинальные неповторимые сорта, на смену им идут неотличимые друг от друга «евролагеры», затребованные рынком. Исключение составляют единицы небольших региональных пивоварен, сохранившие традиционные технологии, и минипивоварни, выпускающие самые разнообразные сорта, правда, по очень высоким ценам. Кстати, так часто сегодня критикуемые советские сорта «Жигулевское», «Московское» и «Колос», выпускавшиеся на разных заводах, имели гораздо больше вкусовых отличий, нежели сотни современных сортов.

 

Related posts

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.