Efes хочет на Украину

Efes pilsener

Каким образом Efes выйдет на Украинский рынок?

Efes pilsener Турецкая Efes Breweries International (ЕВI) может предпринять вторую попытку выхода на украинский рынок. Вчера представители компании заявили, что рассматривают возможность покупки украинских пивоваренных компаний. Эксперты объясняют неудачу первой попытки Efes выйти на Украину тем, что компания хотела завоевать рынок малой кровью, и предполагают, что Efes не будет повторять свои ошибки. По мнению участников рынка, наиболее вероятным приобретением для компании может стать одна из крупнейших на Украине пивоваренных компаний «Сармат», за которую ее владелец группа СКМ хочет выручить около $200 млн.

Компания EBI (основные торговые марки Efes, Старый мельник) владеет 11 пивоварнями в России, Казахстане, Молдавии, Сербии, Черногории и Румынии. В прошлом году на ее предприятиях было произведено 21,8 млн гекталитров пива. 70,2% акций EBI принадлежит компании Anadolu Efes Biracilik ve Malt Sanayii A.S., которая является лидером турецкого пивоваренного рынка.
Как рассказали Ъ в ИГ «Ренессанс Капитал», на вчерашней конференции «День компаний потребительского сектора» представители ЕВI заявили, что рассматривают возможность выхода на украинский рынок путем слияния или поглощения. В пресс-службе турецкого офиса ЕВI комментировать это сообщение вчера отказались, сославшись на то, что все представители топ-менеджмента компании отбыли в Москву.
До 2005 года компания ЕВI уже производила пиво на Украине. В декабре 2000 года она создала совместное предприятие ЗАО «Пивоварня ‘Эфес Украина'», с украинским производителем пива ОАО «Черномор». Efes Breweries передала в уставный фонд компании торговое и промышленное оборудование в обмен на 51% акций ЗАО. ОАО «Черномор» передала свои активы по остаточной стоимости в обмен на 49% акций. ОАО «Черномор» было создано на базе построенного в 1984 году по чешскому проекту пивзавода «Черномор» первоначальной мощностью 10 млн дал. По данным участников рынка, на предприятии EBI производила только пиво низкого ценового сегмента под торговой маркой «Черномор». В 2005 году компания неожиданно остановила производство. По данным участников рынка, оно было продано, однако покупатель неизвестен. Сейчас продукция EBI на Украине не импортируется.
Опрошенные Ъ участники рынка объясняют уход EBI с украинского рынка тем, что компания так и не смогла закрепиться на нем из-за слабой маркетинговой стратегии. «Я думаю, это была типичная ошибка компании, которая пыталась сделать что-то малой кровью»,– говорит генеральный директор «Сармата» Сергей Калинин. Он также указывает, что компания является сильным игроком в премиальном и суперпремиальном сегментах пива (более трех гривен за бутылку 0,5 литра), однако на своем украинском предприятии производила только марку низкого ценового сегмента. «Отказ от производства своих основных брэндов стал их основной ошибкой»,– считает господин Калинин. В пресс-службе российского офиса EBI причины ухода компании с украинского рынка вчера комментировать не стали.
«Повторный выход компании на Украину может быть успешным только в том случае, если она будет располагать сбалансированным портфелем локальных торговых марок (до трех грн за 0,5 литра). На долю таких брэндов приходится 85-90% прибыли»,– говорит вице-президент по маркетингу группы предприятий ВВН Антон Щеткин. По его словам, наиболее подходящим вариантом выхода для компании является поглощение одного из игроков, которые такими брэндами располагают. «В ситуации, когда 95 процентов украинского пивного рынка контролируют четыре компании, наиболее вероятным вариантом является слияние с пивной группой ‘Сармат'»,– говорит господин Щеткин. По его словам, другой украинской компании – «Оболони» – EBI вряд ли сможет предложить достойную цену. «Если собственники ‘Оболони’ решат продать акции, то, вероятнее всего, будут вести переговоры с компаниями SABMiller и Heineken, которые значительно крупнее EBI»,– считает господин Щеткин.
«Думаю, что скорее всего EBI будет рассматривать возможность слияния с ‘Оболонью’ или с нами, однако все решения по этому вопросу может принимать только компания ‘СКМ’ (является собственником «Сармата».–Ъ)»,– говорит Сергей Калинин из «Сармата». Комментировать возможную продажу акций своих компаний в пресс-службе компаний «Оболонь» и СКМ вчера отказались. Однако ранее в пресс-службе СКМ заявляли, что пивной бизнес не является профильным для компании и если ей предложат высокую цену за «Сармат», СКМ рассмотрит возможность продажи актива. По данным участников рынка, за 99% акций «Сармата» СКМ хочет получить $200 млн.

Related posts

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.