Итоги деятельности компании “Балтика” за 2010 г.

Балтика

Почти везде падение

Балтика 2010 был экстраординарным годом для пивоваренной отрасли в России. С 1 января 2010 г. ставка акциза на пиво крепостью от 0,5 до 8,6% была повышена на 200%. «Балтика» смягчила влияние существенного повышения акциза на объемы продаж благодаря реализации ценовой стратегии постепенного повышения цен в течение года, а также благодаря восстановлению динамики рынка во 2-м полугодии 2010 г.

 

Ключевые показатели * 2010 2009 Разн. 2010/2009
Объем реализации продукции в натуральном выражении, млн. гл 37,6 42,7 -12,0%
Выручка от реализации, млн. руб. 79 307 93 720 -15,4%
Валовая прибыль, млн. руб. 45 145 51 254 -11,9%
Операционная прибыль, млн. руб. 23 631 29 618 -20,2%
Чистая прибыль, млн. руб. 19 171 23 372 -18,0%
Валовая рентабельность, % 56,9 54,7 +2,2%
Операционная рентабельность, % 29,8 31,6 -1,8%

* Источник: отчетность Компании по МСФО за 2010 год

Постепенное восстановление потребительской уверенности и уровня потребительских расходов, снизившихся во время экономического кризиса, высокая лояльность потребителей и жаркое лето оказали позитивное влияние на динамику рынка в III-IV кварталах. По оценкам компании, в 2010 г. рынок сократился на 4%, во 2-м полугодии 2010 г. динамика рынка была положительной. В IV квартале рынок сократился на -1% по сравнению с IV кварталом 2009 г.

Продажи пива компании в рынок (продажи дистрибьюторов в торговые точки) снизились на 4% по отношению к 2009 г. В IV квартале продажи пива в рынок выросли на +2%.

В 2010 г. объемы реализации пива компании в России сократились на 13% и были обусловлены созданием запасов продукции дистрибьюторами в IV квартале 2009 г. в преддверии повышения акциза.

По данным агентства ЗАО «Эй Си Нильсен» (городская Россия), доля рынка «Балтики» по итогам 2010 г. осталась практически на уровне 2009 г. и составила 39,7% (39,8% в 2009 г.), в IV квартале 2010 г. доля рынка компании выросла на 0,4% к IV кварталу 2009 г.

Повышение акциза привело к беспрецедентному повышению потребительских цен. «Балтика» оказалась среди тех, кто раньше других повышал цены в начале года, и продукция компании в течение года оказалась дороже продукции большинства конкурентов. Это оказало влияние на долю рынка, главным образом в формате современной торговли.

Финансовые результаты

Финансовые показатели компании показали отрицательную динамику за счет снижения объемов продаж. Тем не менее, несмотря на снижение объемов, инвестиции в продвижение продукции были увеличены и компании удалось сохранить высокую прибыльность, продемонстрировать способность управлять постоянными издержками в условиях высокой волатильности рынка благодаря непрерывной работе по повышению эффективности и высокому уровню контроля за издержками во всех областях деятельности компании.

Так, например, в отчетном периоде на 4% сократились административные затраты. Как и по другим направлениям, такое улучшение было достигнуто за счет повышения эффективности, эффекта масштаба, синергии, а также более широкого использования услуг сторонних организаций. Производственная себестоимость продукции в 2010 г. существенно снизилась по сравнению с 2009 г.

Позитивное влияние на результаты оказала благоприятная ситуация с ценами на основное сырье в первой половине 2010 г., т.к. цены на пивоваренный ячмень и солод достигли самого низкого уровня за последние четыре года. Неблагоприятные погодные условия летом 2010 г., в сезон созревания урожая, привели к сокращению урожая пивоваренного ячменя и последующему стремительному росту цен на ячмень и солод в конце 2010 г. Более высокие цены на сырье повлияли на прибыль в конце 2010 г., в значительной степени этот эффект проявится в 2011 г.

Портфель брендов

В 2010 г. «Балтика» продолжала вкладывать значительные ресурсы в инновации. Компания запустила ряд новинок в основной категории таких как: «Балтика Разливное», «Балтика Кулер» (в премиальном формате 1,5 л), Zatecky Gus Cerny и Old Bobby.

Помимо пивных брендов, компания вошла в ряд новых категорий, таких как питьевая вода («Живой ручей»), сидр (Somersby), лимонад (Crazy), а также активно развивала квас «Хлебный край», дополнив его линейку новым сортом «Хлебный край 7 злаков».

В 2010 г. флагманский бренд «Балтика» сохранил лидирующие позиции: по данным ЗАО «Эй Си Нильсен» (городская Россия) его доля на рынке составила 14,5%. Бренд показал хорошие результаты в премиальном сегменте за счет роста «Балтики №7», а также благодаря успешной инновации «Балтика Разливное», доля которой в декабре 2010 года составила 2% от сегмента.

Продажи за рубежом

«Балтика» продолжила деятельность по развитию продаж за рубежом. В 2010 г. компания вышла на крупнейшие пивные рынки Латинской Америки — Мексику и Бразилию, расширила свое присутствие в Африке и укрепила позиции в Европе. В декабре на Ближнем Востоке был запущен натуральный безалкогольный солодовый напиток, который производится специально для рынков, на которых употребление алкоголя строго регламентировано. Количество стран, в которых представлена продукция компании, превысило 70. «Балтика» по-прежнему является ведущим экспортером пива в России.

Продолжилась интеграция «Балтики» в Группу Carlsberg: на заводах «Славутич» в Украине было успешно запущено лицензионное производство сорта «Балтика №7 Экспортное»; к концу года доля бренда в сегменте премиум составила уже 6,8% (по данным Nielsen), доля бренда «Балтика» — 25%. Кроме того, компания передала право на дистрибуцию и продвижение бренда «Балтика» другим компаниям Группы Carlsberg в Эстонии, Латвии и Литве.

По итогам 2010 г. объем продаж компании за рубежом увеличился на 19% по сравнению с показателями 2009 г. и в натуральном выражении превысил 3,3 млн гл. Доля продаж брендов Компании за рубежом в общем объеме продаж компании выросла и по итогам 2010 г. составила 9%. В общем объеме продаж за рубежом на бренд «Балтика» приходится более 60%.

Антон Олегович Артемьев, Президент ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»: «Из-за беспрецедентного повышения акциза на пиво 2010 год стал одним из самых трудных периодов для отрасли. За счет интенсивной работы по повышению эффективности во всех областях деятельности и взвешенной ценовой стратегии нам удалось минимизировать это негативное влияние и сохранить лидирующие позиции на рынке с точки зрения доли рынка и рентабельности. Мы продолжим стремиться к достижению лучших результатов и укреплению наших позиций на рынке посредством инвестиций в бренды и современные инструменты продаж и маркетинга».

В 2010 г. компания продолжила реализацию проектов и программ, направленных на повышение эффективности операционной деятельности, в частности: развитие собственного агропроекта, мероприятия по снижению энергозатрат, расширение перекрестного производства, оптимизация использования собственного транспорта, складской логистики, «Бережливое производство», развитие проекта прямой доставки и другие. Значительные инвестиции были направлены на развитие новых продуктов, укрепление коммерческой инфраструктуры и совершенствование систем управления. 

ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»

 

Related posts

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.